Процедуру для участников СВО предложено упростить
Военнослужащих, пропавших без вести в ходе специальной военной операции, предлагают признавать погибшими по упрощенной и ускоренной процедуре. Однако эти нововведения содержат ряд противоречий, которые вряд ли будут устранены правоприменительной практикой. Это значит, что на судьбе родственников пропавших без вести военнослужащих эти изменения не отразятся положительным образом, и им не станет легче признать пропавшего родственника погибшим.
Сейчас процесс признания без вести пропавшего военнослужащего погибшим регламентируется частью 2 статьи 45 Гражданского кодекса. Согласно ей, это возможно не ранее чем через два года после окончания боевых действий, а не с момента прекращения связи с солдатом. Пока человек не признан официально погибшим, его семья не имеет права на получение ряда льгот и компенсаций, включая пять миллионов рублей, установленные в марте прошлого года.
Несмотря на обещания, что новые правила значительно упростят и ускорят этот процесс, в реальности доступ семей военнослужащих к государственной поддержке может не измениться. В условиях боевых действий подтвердить гибель человека стандартным путем непросто, а длительная бюрократическая процедура может надолго оставить семьи погибших бойцов без выплат и иных мер социальной поддержки.
Согласно документу, внесенному на рассмотрение в Госдуму, признание бойца погибшим возможно тремя путями:
1. При наличии непосредственных свидетелей (сослуживцев или командира), которые видели гибель военнослужащего и готовы это подтвердить. Родственникам будет выдаваться специальный единый документ по установленной форме о смерти. Этот документ станет главным основанием для государственной регистрации смерти и дальнейших правовых последствий, включая охрану имущества и выплату компенсаций семье.
«Для упрощения процедуры признания военнослужащего безвестно отсутствующим предполагается установить, что Правительство Российской Федерации будет обязано утвердить форму, а также порядок и сроки выдачи документа, содержащего сведения об обстоятельствах исчезновения военнослужащего, — отмечается в пояснительной записке к законопроекту. — Такой документ может содержать пояснения касательно пребывания военнослужащего в расположении части и последующих обстоятельств, при которых военнослужащий пропал. Представив данный документ в суд, члены семьи военнослужащего или иные заинтересованные лица смогут дать пояснения относительно обстоятельств безвестного отсутствия».
2. При отсутствии прямых свидетелей, но наличии опасных событий, предшествовавших пропаже военнослужащего. В таком случае для признания смерти предлагается использовать опосредованные факты. Например, если установлено, что на момент пропажи боец находился в здании или автомобиле, куда прилетел вражеский снаряд, это будет считаться достаточным доказательством.
«Здесь может быть использовано фактически все что угодно — свидетельские показания, фотографии, видеозаписи и так далее. Все, что может хотя бы косвенно указывать на факт гибели человека».
3. Если человек просто пропал и о нем нет никакой информации (в том числе от уполномоченных лиц, например, командиров частей) более полугода, родные могут признать его погибшим через суд. Процедура остается прежней, сокращаются только сроки — раньше для признания должно было пройти как минимум год с момента пропажи.
Обратная сила закона
Данные правила будут распространяться только на участников специальной военной операции. Другие военнослужащие, включая участников локальных конфликтов и миротворческих миссий, будут признаваться погибшими по прежним основаниям и в прежние сроки.
Кроме того, предлагаемый закон будет иметь обратную силу:
«То есть положения законопроекта будут действовать и на случаи смерти военнослужащего до дня его вступления в силу. Это позволит оперативно защитить права членов семей военнослужащих на получение социальных гарантий, страховых сумм и прочих выплат как федерального, так и регионального уровней в ситуациях, имевших место до введения в действие нового регулирования».
Несмотря на заявленные цели, предложенные изменения выглядят скорее как полумеры, предназначенные больше для политического флирта с населением, чем для реального решения проблемы родственников пропавших и погибших военнослужащих.